Пинг

Беспроцентный банкинг: новое слово в экономике?

01 марта в 14:00
2118
3

Для России сейчас – самое время выдвигать глобальную альтернативу, на которую мы всегда были способны. Беспроцентная, неростовщическая финансовая система как раз может стать ее основой.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Протоиерей
Всеволод Чаплин
 

Исламские финансовые услуги, которые недавно начали предлагать - осторожно и с переменным успехом - в некоторых российских регионах, теперь выходят на макроуровень. Специальные «окна» решил открыть Сбербанк. Для меня это ни в коем случае не является сенсацией: крупные финансовые институты давно проявляют интерес к беспроцентным отношениям, приемлемым для последователей ислама.

Фанатики рыночного фундаментализма, конечно, многажды высказали свое недовольство перспективой появления в стране системы, попирающей священную корову современной финансовой экономики – банковский процент. Негодование усугублялось тем, что возникающая альтернатива имеет религиозную основу.

Однако прагматизм, вроде бы исповедуемый прозападными экономическими школами и их адептами, сработал как раз в пользу исламской финансовой системы: российские банки поняли, что надо бороться за религиозного клиента - особенно в условиях санкций, простимулированного ими поиска новых рынков на Востоке, а также стремления все большего числа людей строго исполнять религиозные правила. Так что появление российских финансовых гигантов на рынке исламского банкинга – отечественном, а в перспективе и мировом - вовсе не случайность.

При этом нельзя не вспомнить, что процесс возвращения к чистоте веры идет и в христианской среде – по крайней мере в православной. Многие люди сегодня вспоминают, что взимание процента осуждается Библией и каноническими правилами Церкви. В Ветхом Завете говорится: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23:19). Слова Христа более радикальны: «Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6:35). Священнослужители, взимающие проценты, должны по каноническим правилам лишаться сана. Так, 17-е правило I Вселенского Собора предписывает наказывать таким образом клириков, взимающих «сотые» или «рост с данного в заем». Да, от этих канонов не раз отступали, в том числе в монастырях, епархиях, других церковных институтах. Но сегодня распространена убежденность, что именно за отступления Господь покарал Россию и Русскую Церковь в XX веке войнами и революциями. А значит, надо возвращаться к строгому исполнению норм веры, регламентирующих в том числе экономические отношения.

В 2014 году была создана рабочая группа по формированию православной финансовой системы. Вошедшие в нее представители экономической и религиозной мысли сформулировали основные принципы «православного банкинга»: отказ от процента (за исключением покрытия инфляции), проектное финансирование, взаимное доверие и взаимный контроль участников «сети». Все это очень похоже на принципы исламского банкинга, поэтому между сторонниками двух систем с самого начала установился контакт. С крупными банками обсуждалось создание «этических окон», приемлемых и для мусульман, и для христиан.

Церковное руководство, правда, создание православного банкинга поддержало слабо. Во-первых, потому что само вовсю занималось ростовщичеством – причем в ущерб церковным финансам (вспомним целый ряд позорно почивших околопатриархийных банков). Во-вторых, сказалась боязнь конфликта с крупными финансовыми институтами, спонсирующими церковные проекты.

В итоге получилось некрасиво: перед мусульманами банки прогнулись, а православные побоялись морально делегитимировать ростовщиков. Впрочем, убежден, что проигран лишь первый раунд большой битвы. Возвращение людей к решительному исполнению норм веры стало общемировым трендом. В результате православным церковным чиновникам уже неловко публично признаваться в том, что они вкладывают деньги в процентные схемы. Все больше людей понимает: экономика всегда уступала тем, кто ни при каких условиях не откажется от своих ценностей.

На мельницу беспроцентного банкинга льет воду и опасность «схлопывания» глобальной финансовой архитектуры. В конце ушедшего года Римский клуб выпустил доклад «Come On!», фактически объявивший современный финансовый капитализм несовместимым с жизнью. Стремительно виртуализирующееся ростовщичество, окончательно оторвавшее деньги от труда, «твердых» ценностей и ценностей этических, не может не рухнуть. Оно все более походит даже не на Вавилонскую башню и тем более не на пирамиду Хеопса, а на карточный домик. И для России сейчас – самое время выдвигать глобальную альтернативу, на которую мы всегда были способны. Беспроцентная, неростовщическая финансовая система как раз может стать ее основой.

Мнение редакции:

Радует, что церковь, как неотъемлемая часть общества, развивается и думает о мирских проблемах людей. Если финансовая система, ориентированная на любого потребителя, вне зависимости от его религиозных убеждений, действительно будет создана, то это станет большим шагом вперёд. Мы глубоко убеждены, что для её успешного развития она не должна делить клиентов по конфессиональным принципам: по примеру крупных социальных сетей, которые не противопоставляют, а напротив – объединяют людей.

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо или зарегистрироваться.