694
Фото: Panchenko Vladimir / Shutterstock.com

В государственной поликлинике постоянно навязывают платные медицинские услуги. Что делать

Рейтинг: 4.3/5
Основано на 3 оценках пользователей
4526
Затраты времени: От 1 до 150 дней
Стоимость: От 0 до 5 000 рублей
Опубликовано: 27.03.2018 в 16:55
ШАГ 1

Обратитесь к руководству медучреждения

Необходимое время: От 1 до 30 дней

Система ОМС подразумевает предоставление услуг с использованием российских изделий, госгарантия не распространяется на зарубежные изделия. Поэтому предоставление платных услуг законно и возможно в случае правильного оформления документов. Для этого вам должны предоставить на подпись:

- добровольный отказ от услуг с российскими изделиями;

- согласие на добровольное лечение с помощью зарубежного аналога;

- договор оказания платных услуг.

Если вы заподозрили, что эту услугу можно получить бесплатно, а вам ее продают, необходимо выполнить несколько действий.

Обратитесь к руководителю учреждения (главврач, заведующий отделением, заместитель руководителя) в письменной или устной форме с просьбой обосновать предоставление услуги на платной основе. Руководитель должен будет объяснить, почему эта услуга не входит в действие ОМС и дать достоверную информацию о предоставляемых услугах.

Для обращения необходимо:

1. Написать жалобу (должна включать данные по заявителю, анонимные обращения останутся без ответа).

2. Приложить сопутствующую документацию:

- копию удостоверения личности, полис ОМС – обязательно;

- чеки, карты больного, договор оказания услуг, заключение врача – если есть.

3. Сдать руководителю документы вместе с жалобой.

4. Получить номер обращения (лучше дождаться, чтобы жалобы зарегистрировали при вас).

5. Хранить документы в течение 30 дней, затем вам должны дать ответ на вашу жалобу.

Если руководитель не привел никаких доводов, вы можете перейти к следующему шагу или получить услугу бесплатно. Иногда такие вопросы решаются в этот же день и при устном обращении.

Важно! Право обращения к руководству медучреждения закреплено в системе ОМС.

ШАГ 2

Обратитесь за консультацией в фонд ОМС или страховую организацию

Необходимое время: 1 час

Позвоните в ваш территориальный фонд ОМС и проконсультируйтесь по вопросу навязывания вам платных услуг. Вам должны рассказать, какие услуги входят в действие ОМС. Также необходимо дождаться ответа на обращение из медучреждения.

Также вы можете обратиться в свою страховую компанию. На вашем полисе ОМС должна быть указана организация, обслуживающая его. Информацию о том, куда подавать жалобу, можно уточнить на сайте территориального фонда ОМС по телефонам вашего региона.

Жалоба составляется так же, как и в медучреждение (шаг 1). В жалобе указывается требование провести экспертизу в отношении действий руководства медучреждения об оказании платных медицинских услуг. Не забудьте приложить ответ медучреждения, копию обращения в медучреждение, чеки, договоры, заключения врачей.

В течение 30 дней с момента подачи жалобы вам должны предоставить акт проведения экспертизы, по которому решается применять к медучреждению меры воздействия или нет.

Если на консультации или в ответ на письменную жалобу вам сказали, что услуга оказывается только на платных условиях, вам ничего не остается как получить ее за деньги. Если платную услугу вам все же навязали, то переходите сначала к шагу 1. На этот раз к жалобе приложите ответ фонда ОМС. Если решение по-прежнему будет отрицательным, переходите к шагу 3.

ШАГ 3

Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор

Необходимое время: 30 дней

Если вы считаете, что ваши потребительские права были нарушены, вы можете направить жалобу по шаблону из шага 1 в территориальный орган Роспотребнадзора.

Способы обращения:

- лично в территориальный орган;

- по почте (любым письмом: простым или заказным, сохраняя квитанции об оплате отправления);

- через электронную форму;

- на сайте госуслуг.

Кроме того, обратиться со всеми вопросами можно по телефону горячей линии Роспотребнадзора: 8-800-100-18-58. К жалобе должен быть приложен ответ медучреждения, который вас не устроил. Только на основании этого состоится внеплановая проверка учреждения.

По истечении 30 дней вам должны предоставить ответ на ваше обращение. Результатом проверки станет признание или непризнание действий руководства противоправными. С результатом проверки вы можете обратиться в медицинскую организацию (шаг 1) и требовать бесплатную услугу. Если вы уже произвели оплату, но медучреждение отказывается компенсировать затраты, то переходите к шагу 4.

ШАГ 4
Обратитесь в суд
Затраты: От 0 до 5 000 рублейНеобходимое время: До 60 дней

Взыскать средства, уплаченные за медицинские услуги, которые были навязаны, можно через суд. Этот шаг можно выполнить в самом начале, однако письменные заключения всех инстанций облегчат возврат средств и ускорят процесс.

1. Напишите исковое заявление с требованием компенсации оплаченных услуг, которые можно получить в рамках бесплатного оказания медицинских услуг ОМС. Заявление можно получить в суде общей юрисдикции Санкт-Петербурга. Скачивать из интернета не стоит, так как могут попросить переписать по другой форме.

2. Приложите все документы из шага 1 и решения фонда из шага 2 (приложите также ответы других инстанций).

3. Обратитесь в территориальный судебный орган по месту жительства или по месту заключения договора оказания услуг.

4. Ждите назначения времени слушания и даты принятия решения.

5. Приходите согласно установленному времени в суд на заседание.

6. Ждите решение суда (процесс может продлиться до двух месяцев).

7. Решение суда вступает в силу через 10 дней.

8. Полученное решение суда самостоятельно передается приставам, у которых будет до трех месяцев для взыскания с ответчика ущерба.

Важно! Для правильного составления заявления лучше обратиться к юристу (стоимость услуг от 2 000 – 5 000 рублей). Истцы, требующие защиты своих прав, освобождаются от уплаты госпошлины.