756
Фото: Smolina Marianna / Shutterstock.com

Безопасность детей. Как грамотно объяснить ребенку правила пожарной безопасности

Рейтинг: 5/5
Основано на 5 оценках пользователей
4106
Затраты времени: От 1 недели
Опубликовано: 13.04.2018 в 07:39
ШАГ 1

Подберите подходящие возрасту вспомогательные материалы

Необходимое время: 1 день

С какого возраста стоит говорить с детьми о пожарной безопасности? Чем раньше, тем лучше. Безусловно, объяснять годовалому ребенку правила поведения на пожаре бесполезно. Но рассказать ему об опасностях, которые несет с собой огонь, на понятном ему языке нужно обязательно. Чем старше ребенок, тем больше в его жизни должно быть разных разговоров о безопасности (не только пожарной).

И в этом деле лучше заручиться поддержкой «союзников» – книг и телевидения. Поэтому:

1. Найдите и скачайте в сети подходящие мультфильмы. Специальные снимает, к примеру, МЧС России. Также есть «Уроки тетушки Совы», «Аркадий Паровозов». Кроме того, многие любимые детьми сериалы поднимают эти вопросы. Например, Фиксики рассказывают детям про огнетушитель, о том, как им пользоваться и проводят уроки фикси-безопасности. Целая азбука безопасности есть и у всеми любимых Смешариков.

2. Приобретите специальную литературу. Если ребенок еще мал или, в принципе, не любит читать, найдите время для совместного чтения. Впрочем, некоторые книги написаны так интересно, что нравятся практически всем детям. К таким относится, к примеру, «Что делать, если…» Людмилы Петрановской. Это двухтомник, рассказывающий маленьким читателям о различных опасных ситуациях. Пожару посвящена целая глава второй книги. Помимо этого можно купить специальную литературу для педагогов. Например, «Пожарная безопасность в детском саду» Инны Саво. Приложение к этой книге составляют конспекты занятий, а также литературный материал для чтения детям. Им можно воспользоваться при объяснении правил пожарной безопасности дошколятам.

Подберите видео- и печатные материалы и переходите к следующему шагу.

ШАГ 2

Проведите беседы

Необходимое время: От 10 минут до 10 лет

Освежите свои знания о правилах поведения на пожаре. Расскажите ребенку, что ему нельзя делать:

- самостоятельно гасить уже разгоревшееся пламя;

- тушить водой электроприборы;

- прятаться, если увидел возгорание;

- открывать окно;

- открывать дверь, если она уже раскалена (или на ощупь горячая);

- пользоваться лифтом;

- спасать домашних животных и вещи из огня и др.

Затем расскажите, что делать нужно:

- позвонить по телефону 112, сказать свой адрес (проверьте, насколько хорошо он его знает);

- правильно оценить ситуацию и либо покинуть помещение, либо, наоборот, закрыться в нем.

Расскажите, что лучшее место в доме, в котором можно дождаться пожарных, – это ванная комната.

Главное – закрыть полотенцами все щели, включая вентиляционную решетку, и поливать водой двери и пол. Не забудьте упомянуть про то, как надо дышать на пожаре, про то, что делать, если нет воды (пописать на тряпочку), про правила поведения в толпе и др.

Используйте для подобных разговоров любую возможность, не ограничивайтесь разовыми акциями.

Убедитесь, что ребенок вас понял и услышал, – попросите его пересказать «урок».

Пройдитесь с ним по дому. Попросите его подумать, что он будет делать, если загорится на кухне. На балконе. В его комнате.

Посмотрите, что может помешать спасению. Кстати, неплохой повод убраться в детской комнате.

Поползайте по полу, так как в случае пожара именно так придется пробираться к выходу из-за дыма. Поиграйте с ребенком в спасение на пожаре. Если детей несколько, сделайте старшего ответственным, объясните младшему, что он должен слушаться «лидера», не убегать, не капризничать, не спорить. Расскажите ребенку, что он должен намочить тряпку и дышать через нее, и в первую очередь обеспечить таким средством спасение себе, а потом младшему брату (сестре).

ШАГ 3

Заручитесь поддержкой педагогов

Необходимое время: 10 минут

Уроки пожарной безопасности проводятся в детских садах и школах регулярно. Но часто «без огонька», для галочки. В то же время педагоги всегда заинтересованы в подобных мероприятиях, так как они отражаются в их резюме. Так что ваше предложение о совместном мероприятии найдет у них поддержку и понимание.

Предложите педагогам провести еще один классный час на тему пожарной безопасности, устройте вместе с ним конкурс рисунков на эту тему или даже конкурс «Дети против родителей». Пусть взрослые вместе с детьми посоревнуются, кто из них лучше осведомлен в таких вопросах.

Сходите к директору детского сада или школы, узнайте, какие меры противопожарной безопасности приняты в этих учреждениях, как давно была учебная тревога, потребуйте ее проведения. Да, это хлопотно, но на практике подобные знания закрепляются куда лучше. И в любом случае лишними не будут.

ШАГ 4
Организуйте экскурсию на пожарную станцию
Необходимое время: 1 день

Соберите группу из десяти детей (минимум). Лучше всего ехать классом или группой детского сада. Тогда нужно заручиться поддержкой администрации учебного заведения, поэтому обратитесь к учителю (воспитателю) или сразу к директору (заведующей).

Узнайте, в какой день и время пожарные готовы вас принять. Для этого:

1. Позвоните по телефону 112, спросите про организацию экскурсии в пожарную часть. Не стесняйтесь – этот вопрос там никого не удивит, так как это очень популярный запрос.

2. Оператор даст вам телефон человека, отвечающего за эти экскурсии, в МЧС вашего города.

3. Свяжитесь с ним, выясните все подробности, попросите прислать на электронную почту форму заявления.

4. Заполните его и отправьте в пожарную часть. Если вы организуете мероприятие со школой (детским садом), предварительно подпишите заявление у их руководителей.

Дальше по обстоятельствам. Нужно либо организовать отдельный транспорт (дорого и хлопотно, так как подобным автобусам требуется эскорт от ГИБДД), либо (идеальный вариант) договоритесь о самостоятельной поездке, распределив детей по свободным машинам. Главное – не забывайте брать на каждого ребенка автокресло.

Если пожарная часть вашего города имеет музей, обязательно его посетите! Помимо того, что это интересно и познавательно, это еще и очень полезно, так как дети куда больше прислушиваются к экспертам, чем к родителям. На подобных экскурсиях они получают много информации о том, как правильно себя вести на пожаре, и о том, как его не допустить.

ШАГ 5
Проведите эксперименты
Необходимое время: 1 день

Внимание! Ориентируйтесь на ребенка – вы его знаете как никого другого. Одних детей подобные эксперименты пугают и делают более осторожными, других раззадоривают, вызывают желание повторить. Если ваше чадо относится ко второй группе, пропустите этот шаг. Не стоит его лишний раз провоцировать.

Опыты с огнем – это возможность убить сразу двух зайцев. Во-первых, вы удовлетворите интерес ребенка к огню (исключительно под вашим контролем). Во-вторых, в ходе проведения покажете, как опасен огонь, как он быстро становится неконтролируемым. Объясните малышу, что такие эксперименты можно проводить только в вашем присутствии и никогда самостоятельно.

Например, сделайте с ним карту сокровищ. Для этого возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем острова с пальмами, волны, корабли – все что умеете. «Состарьте» его, смяв и намочив чайной заваркой. Дайте высохнуть. И вот теперь самое главное – опалите края. Делайте это на кухне над раковиной. Предварительно включите воду. Продемонстрируйте малышу, как быстро вспыхивает бумага. Как быстро разгорается огонь. И как трудно его потушить без воды. Подойдут и цветные бенгальские огни. Они очень едкие, ярко горят и выделяют резкий запах. Детям подобные развлечения нравятся, вот и используйте их интерес в своих целях – расскажите, как опасен ядовитый дым на пожарах.

Следующий эксперимент одновременно познакомит малыша с понятием химической реакции и продемонстрирует опасность огня. Возьмите большую пепельницу, положите в нее скомканный тетрадный лист. Насыпьте в его центр 1/3 чайной ложки марганцовки. Капните пипеткой 1 - 2 капли глицерина (и то и другое продается в аптеке), подождите пару минут. Сначала смесь начнет пениться и искриться, затем пойдет дым, а затем бумага загорится. Дайте ей разгореться. Обратите внимание ребенка на то, как сильно она горит, сколько дыма выделяется. Расскажите, что это только маленький листочек. И что если огонь начнет «пожирать» более крупные предметы, потушить его будет очень сложно. Еще раз обратите внимание на едкий дым, напомните, что чаще всего на пожарах погибают именно от него. Попросите чадо поделиться с вами правилами поведения на пожаре. Закрепите успех шагов 1 - 4.

Хорошо, если полученные знания ребенку никогда не пригодятся, но ваша задача – предупредить беду. Дети должны знать основы противопожарной безопасности.