735
Фото: Chamille-White / Shutterstock.com

Как начать писать маслом

Рейтинг: 4.5/5
Основано на 2 оценках пользователей
3380
Опубликовано: 04.04.2018 в 10:08
ШАГ 1

Материалы

Данная техника очень прихотлива и капризна. В процессе письма перед вами встанет необходимость выбора разбавителей, лаков, материалов холста, кистей и т.д. Но так как мы описываем пособие для совсем новичков, то возьмем усредненный и простой вариант: разбавитель - обычное льняное масло, уайт-спирит для промывки кистей после работы и любой импортный бесцветный лак

Жидкости, применяемые в письме можно брать отечественные, дешевые, на итоговое качество работы они не окажут сильного влияния, но когда дело касается лака, то тут лучше не экономить. Лак наносится после полного высыхания работы в несколько слоев и несет в себе ряд функций: защита, блеск. Дешевые лаки могут исказить тон и цветовой баланс работы за счет желтизны в которую они впадают после полного высыхания (например даммарный) особенно ярко это будет заметно на светлых работах. 

Холсты следует выбирать по принципу, будете ли вы вешать работу потом где-нибудь или оставите в закромах мастерской как один из учебных и пробных вариантов. Тут есть четкое разделение на льняные и хлопковые (если говорить о классическом варианте на подрамнике и с забитыми колышками по углам). Льняные, как правило, натянуты очень хорошо, плотнее, эластичнее, со временем если и провиснут, то легко отреагируют на забитие колышков по углам и снова натянутся. Хлопковые холсты имеют одно преимущество в сравнении с льняными: в среднем они дешевле на 40%-60%. Но не так долговечны и почти не реагируют на повторную натяжку и колышки. Конечно сложно сразу предугадать, получится у вас шедевр или нет, но куда обиднее, когда сделана хорошая картина, но из-за хлопкового холста она провисла и не подлежит самостоятельной донатяжке.

Кисти следует выбирать из принципа "с чем вам комфортнее работать и какого эффекта вы хотите добиться". Синтетика даст вам безграничные возможности в плавных переходах и наложении слоев друг на друга (техника лессировки), а щетина придает маслу неповторимую и узнаваемую фактуру, в некоторых случаях чуть ли не 3D эффект и "лепка" письмом (пастозная живопись). 

Наш совет в арсенале иметь оба варианта кистей - это инструмент, который понадобится всегда, а при правильном использовании прослужит всю жизнь. 

Опять же как и в любом другом вопросе перед вами стоит выбор: кисти - это расходный материал или уважаемый инструмент, ваш соратник? Если для вас это расходный материал, то можно брать самые дешевые варианты на рынке и даже не задумываться об уходе за ними, выкидывать их пачками после каждой законченной работы. Либо подойти по-другому, взять качественные, импортные, но один раз на всю жизнь.

Все остальные принадлежности, которые используются в процессе (палитры, масленки, тряпки, мастихины и т.д.) уже не играют ключевой роли. На эти тонкости техники можно закрыть глаза на первых этапах и заменить, например, палитры на одноразовые тарелки, масленки на любые маленькие емкости, мастехины на куханную утварь.

ШАГ 2

С чего начать

Как вы думаете, почему в художественных школах, училищах, вузах так часто рисуют натюрморты? Это один из базовых и ключевых методов тренировки и повышения своего мастерства. Вполне доступный и в домашних условиях. 

Для старта творческого пути можно попробовать нарисовать несколько отличающихся друг от друга постановок с доступными материалами (фрукты, ткани, посуда). Это поможет вам определиться в некоторых моментах, нравится ли вам работать со светом, его переходами, полутонами, тенями и т.д. Или вы любите работать обобщенно и с яркими пятнами-цветами. В дальнейшем это станет базой для вашего искусства и авторского стиля. Еще лучше показать готовые работы человеку с опытом и получить от него советы, подсказки, но ключевое - это услышать, а не делать как вам говорят. Ведь главное в творчестве это самовыражение, а не повторение.

ШАГ 3

Обучение

Если вас увлечет работа в технике масляной живописи, и вы захотите продолжить свое обучение, то у вас есть несколько путей. Помимо очевидного поступления в учебное заведение, я вам порекомендую рассмотреть несколько других вариантов. Поступление в заведение - хороший вариант, если вы молоды и хотите посвятить всю свою жизнь искусству. Но если вы уже сформировавшаяся личность, то для вас больше подойдет либо вариант курсов, либо самообразование. 

И не нужно думать, что эти варианты уступают в своей привлекательности самому основному - учебному заведению. У вас будет ряд плюсов по сравнению с выпускниками. Вы не будете замкнуты в академическую "скорлупу", из которой практически невозможно выбраться. Вы, как сформировавшаяся личность, сможете привнести в свой стиль куда больше. И варианты с курсами и самообразованием куда свободнее и удобнее по графику. Благо мы живем во времена тысяч и тысяч мастер-классов на любой вкус, цвет и финансовый аппетит. 

ШАГ 4
Заключение

В конце своей статьи хотели бы поделиться рядом наших наблюдений. Никогда не позиционируйте творчество как исключительно способ заработка. Кроме риска скатиться в "ремесленничество", появится вероятность потерять главное - удовольствие от созидательной деятельности, осознания своей особенности и индивидуальности. Никогда не бойтесь, как в пробе начать рисовать, так и в процессе. Только перешагивая через страх "испортить", "ошибиться" появляются новые шедевры и жанры. 

Помимо интуиции и чувств, не выключайте логику, запоминайте удачные моменты в процессе, чтобы использовать их потом. Так, со временем, у вас может накопиться арсенал своих "фишек", что в последующем станет вашим стилем.

Дерзайте!