122
Фото: Yuganov Konstantin / Shutterstock.com

Как после летних каникул маме настроить себя и ребенка на учебный процесс

Рейтинг: Пока нет оценок
3938
Затраты времени: от недели до месяца
Опубликовано: 07.09.2017 в 20:22
ШАГ 1

Для начала необходимо расслабиться

Необходимое время: от 2 до 3 дней

Вы очень напряжены и вам кажется, что весь мир сосредоточился на школьных уроках. Если ребенок их не выполнит, начнется светопреставление. Уверяю вас – не начнется! Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, попрыгайте на месте, затем сядьте в кресло и подумайте о чем-то приятном. Сосредоточьтесь на радужных картинках недавнего прошлого. Вспомните, как хорошо было летом, пропитайтесь воспоминаниями. Посмотрите на школьные проблемы с позиции летних удовольствий. Не помогает? Только растет раздражение? Что ж, такое бывает. Тогда представьте себя высокой горой и посмотрите на школьные проблемы с горных вершин. Правда, оттуда они кажутся совсем маленькими? Удалось успокоиться? Тогда приступим к решению насущных задач.  

ШАГ 2

Начните составлять распорядок дня

Необходимое время: от 2 до 7 дней

Усадить ребенка за уроки довольно сложно, но вполне реально. Для этого и ему, и вам нужна установка. Вам, а еще больше вашему ребенку, нужно настроиться. Составьте распорядок дня. 

Напишите на большом листе ватмана распорядок дня: подъем, отправление в школу, прогулка, выполнение домашнего задания, время на просмотр мультиков, время на игры в планшете и так далее. Учтите все и на каждый день! Если ребенку нет 10 лет, оформите расписание весело, с картинками, с любимыми персонажами. Расписание должно всех радовать.

Для чего нужно это расписание? Оно дисциплинирует всю семью. Ребенок смотрит на красиво оформленную картинку, у него в голове формируется установка. Не обещаю, что он весело отправится за письменный стол выполнять домашнее задание, но, по крайней мере, он будет понимать, что от него это требуется.

ШАГ 3

Обсудите с ребенком последовательность

Необходимое время: от 2 до 7 дней

Обсудите распорядок дня с ребенком до того, как приступите к его составлению. Не принимайте решение о том, когда выполнять уроки, а когда смотреть мультики в приказном порядке. Иначе «бунт на корабле» и непослушание вам гарантированы. К современным детям необходим демократический подход. Но демократией управляете вы, а с каждым ребенком можно договориться, потому что все дети, на самом деле, понимают, что и уроки надо делать, и за собой убирать, а если они этого не делают, значит, у них есть на это особые причины. Одна из них – их мнение не учли.

Вам необходимо составить расписание на день и определить последовательность: когда делать уроки, когда выйти на прогулку, когда посмотреть мультики. Не забывайте о времени на посещение кружков и секций. Родители часто требуют сделать все обязательное, а потом разрешают пойти гулять. По поговорке «делу время – потехе час». Но эта поговорка к вашей ситуации не подходит. Ситуация требует индивидуального подхода. Одному ребенку, действительно, сначала проще сделать все важные дела, а потом идти гулять. Другому ученику сначала надо проветриться, отойти от школы, от дополнительных занятий, а потом заниматься уроками. Разумеется, надо продумать распорядок дня так, чтобы выполнение уроков не пришлось на вечер, когда голова совершенно не соображает.

Обсуждайте распорядок дня спокойно, выслушивайте аргументы ребенка, приводите свои. Если с одного раза договориться не получается, перенесите переговоры на следующий раз. Этот этап очень важен, его нельзя скомкать. От того, как вы договоритесь, зависит весь учебный год. Превратите обсуждение в игру. Не надо вставать в позу ментора и внушать ребенку, что есть учеба, а есть отдых. Подготовка к учебному процессу должна вызывать положительные эмоции, а не превращаться в каторгу.

ШАГ 4
Закрепите договоренности
Необходимое время: 1 день

Когда вы достигнете договоренностей, их надо как следует закрепить. И у ребенка, и у вас в голове расписание должно зафиксироваться. Несколько раз повторите с ребенком: «Мы договорились? Мы все закрепили? Мы все обсудили?»

Вы также можете отметить, что договоренности, а вместе с ними и пункты в распорядке дня могут меняться. Но этот момент надо подавать очень осторожно, иначе ребенок будет постоянно менять ваш распорядок. Подчеркните, что менять пункты можно только в особых случаях. Можно даже поставить ограничения: допустим, не более трех раз за полугодие. Вы придумали это вовсе не для того, чтобы прыгать с места на место, а чтобы в вашей семье была стабильность и порядок. Распорядок дня – это закон. Как Конституция для страны. Только после этого расписание можно вешать на стенку на видное место. Однако не ждите, что каждый день ребенок самостоятельно будет весело бежать к письменному столу и садиться за учебники. Чтобы Конституция выполнялась, в каждой стране существует огромное количество всевозможных социальных институтов: суды, полицейские, судебные приставы и т. д. В вашей семье этими институтами, скорее всего, будете вы. Так что задумайтесь хорошенько, чего вы вообще хотите от своего ребенка.

ШАГ 5
Определитесь, кого вы хотите вырастить
Необходимое время: от недели до месяца

Вы хотите, чтобы ваш ребенок стал Моцартом, создал великие творения и перевернул весь мир? В первую очередь, это ваш труд. Неизвестно, получился бы из маленького мальчика великий Моцарт, если бы не его отец, который все свои силы и время посвятил воспитанию сына. Порой он применял довольно жесткие методы воспитания. Учтите это! Если вы желаете вырастить вундеркинда, вам придется от многого отказаться. Например, от посещения салонов красоты и постоянной болтовни с подружками по телефону. Ребенка придется водить на многочисленные занятия, в том числе на дополнительные. Доверять воспитание гения няне – дело ненадежное. Няня – лицо незаинтересованное, она все сделает не так как необходимо. Вам придется проверять качество учебников и пособий, проводить предварительные собеседования с репетиторами и, возможно, присутствовать на дополнительных занятиях. Разумеется, в этом случае вы практически лишаете ребенка детства, а себя – свободного времени. Но прежде чем растить гения, следует убедиться, есть ли в вашем ребенке необходимые задатки. Многие проблемы возникают из-за того, что родители требуют от ребенка невозможного. Будьте требовательны по отношению к своему ребенку, но не беспощадны.

ШАГ 6
Отпустите вожжи

Даже если вы решили вырастить из своего ребенка покорителя Вселенной, не забывайте, что, в первую очередь, вы мама, а не директор школы и даже не учительница. Хорошие отношения с детьми гораздо важнее отметок, школьных достижений и медалей. Не забывайте, что кроме уроков есть другие темы для разговоров, развивайте их.

Не набрасывайтесь на ребенка, пришедшего из школы, со словами: «Ну, что там было? Показывай дневник!» Спросите, как прошла переменка, что веселого случилось в школе, с кем он в этот день подружился. Кстати, как показывают последние исследования, умение ребенка завязывать контакты в жизни оказывается гораздо полезнее «на зубок» выученных уроков. Поэтому не стоит чересчур усердствовать с выполнением заданий. Не успели сделать? И не страшно! Главное, что вы сохранили психику себе и ребенку. Лучше поиграйте в какую-нибудь увлекательную игру. Например, в «Карлсона», в «Привидение» или в «Машу и медведя». Вы укрепите с ребенком отношения и разовьете его фантазию. А уроки? Уроки сделаете в следующий раз. Не надо этого говорить ребенку, но самой себе разрешите иногда нарушать расписание.

Если покопаться в биографиях великих, то можно обнаружить, что со школьным обучением дела у них обстояли не слишком гладко. Например, Пушкин был не самым лучшим учеником в лицее, а Толстой так и не завершил обучение в Казанском университете.

ШАГ 7
Не создавайте себе кумиров!

Особенно опасно, когда мама начинает сравнивать своего ребенка с некими идеальными образцами. Ведь на самом деле неизвестно, откуда взялись эти образцы. Может, это хорошо продуманный пиар? Или, что чаще всего бывает, тот ребенок, которого мама берет за эталон, по структуре личности отличается от вашего. Допустим, тот ребенок обладает способностями футбольного вратаря, за секунду он может поймать мячик из всех углов футбольных ворот, а ваш ребенок обладает склонностью к поэзии. Он замирает над каждой травинкой, впадает в философские размышления и придумывает поэтические образы. Причем недовольны обе мамы: первую раздражает чрезмерная активность сына, вторую - медлительность.

Задача мамы состоит в том, чтобы понять индивидуальные особенности ребенка и строить жизненный распорядок, основываясь на них. Как только мама перестает сравнивать своего ребенка с абстрактными образцами, жить ей становится легче. Уроки будут делаться сами, нервы окажутся целее, а жизнь станет прекраснее.